Состояние эмоционального напряжения сопровождается резкими изменениями функций ряда органов и систем, подобно пожару охватывающими организм. Они бывают столь интенсивны, что представляют собой подлинную «вегетативную бурю». Однако в ней нет хаоса, присущего слепым стихиям природы. Эмоции вовлекают в усиленную деятельность лишь те органы, которые обеспечивают лучшее взаимодействие организма с окружающей средой. Возникает резкое ворвной системы. В кровь выделяются огромные количества адреналина. Значительно возрастает работа сердца и кровяное давление, растет газообмен, расширяются бронхи, увеличивается интенсивность окислительных процессов, усиливаются энергетические процессы в организме.
уха равен пример
0л, в то время как жизненная емкость легких может достигать
script>о
обычных условиях жизни ресурсы организма используются лишь частично. Даже при интенсивной деятельности сохраняется значительное количество неиспользованных резервов. Они активизируются лишь в чрезвычайных условиях, в сост
иоционального
рния.
Одновременно эмоции угнетают все те реакции и функции организма, которые в данный момент не являются жи
необходимыми. При чрезвычайных, жизненно важных ситуациях функции, которые связаны с
еми накоплени
силяцией энергии, тормозятся и возрастают процессы диссимиляции, давая организму нужные энергетические ресурсы.
рмоциях меняется и субъективное состояние человека. Более тонко и особенно четко работает интеллектуальная сфера, память, воспринимаются воздействия внешней среды.
В состоянии покоя мышление нередко шаблонно, стереотипно. Эмоции окрыляют человека — они приносят вдохновение. В моменты эмоционального подъема его озаряют открытия. Эмоции дают человеку возможность почувствовать наивысшую радость — радость творчества.
Действительно, эмоция — это состояние высшего подъема духовных и физических сил человека, без чего невозможен никакой прогресс.
Как форма ответных реакций организма, возникающих в чрезвычайных условиях, эмоции развились и совершенствовались в процессе эволюции. Подобные состояния отмечаются у всех высших организмов, отличающихся способностью максимально мобилизовать свои ресурсы в трудной обстановке. На
тяии эволюции организм, не облад
йособностью к экстр
йбилизации всех сил, погибал в борьбе за существование.
Таким образом, эмоц
али фактором, способст
иоражению сердечно-сосудистой системы?
Ответить на этот вопрос можно будет лишь тогда, когда мы уясним себе неко
еобенности биологической эволюции человека.
Дело в том, что биологическая эволюция человека прекратилась. В настоящее время вид Homo sapiens не подвержен действию эволюции. Так как для некоторых подобная точка зрения представляется спорной и так как именно этот вопрос весьма важен для рассма
аепробле
нходимо остановиться на нем подробнее.
Главную роль в происхождении человека сыграл, как известно, труд. П
развития производительных сил люди первобытного общества все в меньшей
енависели от капризов природы и окружающи
лй. Когда появилась возможность накапливать излишки продуктов на
айудачной охоты, голодного времени года, то решающими для жизни отдельного ч
екказались не индивидуальные особенности строения и деятельности его организма, а величина той доли, которую он смог получить при распределении накопленных всем обществом продуктов. Биологические факторы выжи
яана уступили место социальным. Биологическая эволюция человека в том виде, в каком она протекает у животных (т. е
пьютественного отбора наиболее приспособленных особей), прекратилась. Тип современного человека — это и тип кроманьонца,
еоколо 100 тыс. лет назад. С того времени анатомичес
сение тела человека не изменилось.
Может возникнуть вопрос: не противоречит ли эта мысль законам диалектики, со
ноторым все течет, все изменяется, находится в непрерывном движении и развитии? Как же могла остановиться эволюция человека?
Нледует бояться подобных вопросов. Нарушения законов диалектики здесь нет. Любая форма развития требует, как известно, определенных условий места и времени. Сегодня, например, жизнь на нашей планете не зарождаетс
ивого. Этот процесс происходил миллиарды лет назад и требовал условий, которых сейчас на Земле уже нет. Но это вовсе
нт, что развитие жизни прекратилось вообще. Развитие жизни осуществляется другими путями.
Тем, кто полага
чбиологич
яолюция продолжается и в настоящее время, следует заметить, что от подобной точки зрения недалеко и до
зия расовой теории. Известно, что на Земле и сейчас существуют племена и народы, живущие на уровне каменного века. От каменного
оческого века — десятки тысяч лет социального развития. Если считать, что социальное развитие сопровождается и биологическим развитием, биологической эволюцией человека, то придется признать, что между народами, живущими в условиях каменного и космического веков, должны существовать и коренные биологические различия. Именно этот тезис и защищают расисты.
Данные современно
трлогии отвергают эту возможность, свидетельствуя, что эволюция человека действительно прекратилась.
.гинский и М. Г. Левин полагают, что в «лице современного человека процесс биологической эволюции создал обладателя таких ви
хойств, которые привели к затуханию их дальнейшей эволюции».
Итак, биологический
семенного человека — тип кроманьо
значит, что в нашем организме сохранились и
твприспособительные механизмы,
се первобытному человеку. К ним от
ти механизм, включающий реакции эмоционального напряжения, если организм попадает в чре
аю обстановку. Почему же сейчас эмоц
еряжение иногда играет отрицательную роль, способствуя поражениям сердечно-сосуди
темы?
Состояние эмоциональн
н<енвозникало в прошлом. Позади у человечества не было «золотого века». Жизнь наших
кбыла полна тревог и страданий. Борьба за существование велась в очень трудных условиях. Нападения диких зверей, набеги враждебных пле
мение предотвращать даже самые простые заболевания — все это постоянно порождало нервное напряжение и отрицательные эмоции. Они помогали человеку мобилизовать ресурсы организма в чрезвычайных условиях и выстоять, победить. Спасался ли наш прапращур бегством от наседающих врагов или
спобеждал в трудной схватке,— главным средством для достижения цели были чрезвычайные, сверхчеловеческие мышечные усилия. Р
еp>и
зиологических процессов в организме, «вегетативная буря», характерная для отрицательных эмоций, служили главным образом для создания
вобеспечивающих максимальные усилия, работоспособность и выносливость мышц
ииги исчезали, т. е. эмоциональное напряжение спадало в том случае, если эти гигантские мышечные усилия достигали цели.
нсивмы
аяятельность была одним из естественных способов разрядки эмоционального напряжения, т. е. ликвидации тех изменений физиологических процессов, которые возникают при эмоциях.
Эти биологические свойства организма в полной мере сохранились и у современного человека. Взгляните на детские игры. Сверстник обидел мальчишку, и тот бросается в погоню, чтобы догнать и поколотить обидчика. Он его не догнал, но погоня, быстрый бег сняли напряжение, дали разрядку. Через несколько минут мальчишки, как ни в чем ни бывало, вновь играют друг с другом.
Я вспоминаю впечатления детства. В соседнем доме жил очень неуравновешенный человек, который нередко устраивал в своей семье скандалы. В состоянии страшной ярости, с перекошенным от гнева лицом он выс
ва домхватал топор и начинал с бешеной силой рубить кучу пней, которая лежала в углу двора. Постепенно росла груда нарубленных поленьев и щепок, и одновременно ослабевало состояние эмоционального напряжения. Спустя некоторое
яротворенный человек возвращался в дом.
Кто из нас не испытывал на себе успокаивающего влияния быстрой ходьбы, бега, езды на велосипеде, пла
я?о не случа
роцессе интенсивной мышечной деятельности происходит «разрядка», т. е. нормализация тех сдвигов, которые возникают в состоянии чрезмерного э
онp>г
озбуждения. Так, например, усиление окислительных процессов при мышечной работе способствует ускорению разрушения адреналина и ликвидирует важный
тподдерживающий состояние эмоционального напряжения.
Работа
хц приводит к расширению сосудов и снижению общего артериального давления, что уменьшает нагрузку на сердце и способствует нормализации функций серде
дий системы. Импульсы, возникающие в чувствительных нервных окончаниях, расположенных в мышцах, вызывают появление чувства «мышечной радости»,
ствуют подавлению неприятного чувства нервного напряжения, характерного для отрицательных эмоций. Утомление мышц стимулирует возникновение процессов торможения в центральной нервной системе, помогает снять обостренные реакции, характерные для отрицательных эмоций. Таким образом, отрицательные эмоции в зна
льмере «разряжаются» в мышечных усилиях. Но в жизни современного человека резко уменьшился удельный вес физического труда. Количество же поводов для возникновения о
аьных эмоций не уменьшилось. Появилась диспропорция между
ичй и степенью отрицательных эмоций и биологическим способом «разрядки» возникающих в организме
гТрудности в нашей жизни сохранились, они нередко
аюеред каждым. Биоло
скприрода в этих случаях мобилизует древний механизм эмоц
лго напряжения. Но трудности, возникающие перед человеком сегодня,— морального характера. Они решаются в основном в психологической сфере. Не пудовые кулаки и не стальн
ышявляются средством решения вставших перед ним задач. А описанная выше форма мобилизации всех сил организма в виде отрицательных эмоций сохранилась неизменной и проя
тсполной мере и сейчас. Биологическая природа требует и в настоящее время «разрядки» путем интенсивной мышечной деятельности эмоционального напряжения, возникающего при состоянии ярости, бешенства, гнева, негодования.
Для человека, живущего в условиях современной цивилизации, подобная разрядка неприемлема. Импульсивная немедленная разрядка эмоций, к которой, не задумываясь, прибегал дикарь, не только не решит трудностей, а, наоборот, может создать новые, резко осложнив полож
.отличие от дикаря, цивилизованный человек обязан сдержать свои чувства, подавить любое выражение эмоций, сохранить внешнее спокойствие, выдержку, самообладание, терп
.неразряженная эмоция становится опасной: «вегетативная буря» всей своей мощью может обрушиться на механизмы, регулирующие деятельность внутренних органов.
Пда, не все эмоции могут быть разряжены путем интенсивной мышечной работы. Печаль, страх, тоска нередко угнетают двигательную активнос
Этмоции требуют иной разрядки.
Как же осуществить разрядку эмоций в условиях современной жизни? Может ли
онаучиться управлять своими эмоциями?
Нам думается, что в значительной мере может. Для этого необходимо уя
ьханизмы действия и условия запуска эмоционального
яия.
Эмоции появляются в том случае, когда у организма возникает какая-либо задача (потреб
ь,ль), а с
тля решения (удовлетворения, достижения
зывается недостаточно. Средства для достижения цели — это информация (умения, навыки, опыт) — И, энергия -Э, время — В. Для достижения любой цели существуют объективно
бхмые информации, энергия и время — Ин, Эн, Вн. В случае, если сущ
уюу организма информация, энергия и время меньше необходимых, возникает реакция напряжения — РН, выражен
теильнее, чем больше дефицит необходимых ресурсов.
Указанные отноше
нашему мнению, могут быть выражены формул
/p<РН =(Ин Эн Вн — Ис Эс Be),
где РН — реакция напряжения, Ц — цель (задача, потребность).
Эмоции возникают в то
у, когда РН до
непределенной величин
иы. Существует четыре фазы (стадии) РН.
1-я фаза — состояние внимания, мобилизации, активности — ВМА, характеризующе
пшением работоспособности, усилением функции органов и систем, обеспечивающих решение да
ачи. 1-я фаза возникает всякий раз, когда вставшая перед организмом задача не шаблонна и требует концентрации внимания, мобилизации интеллектуальных и физических ресурсов. Подобное состояние не
колезно, но и необходимо. Оно тренирует организм, повышает работоспособность. 2-я фаза возникает тогда, когда мобилизации сил, вызванной 1-й фазой, оказывается недостаточно. РН возрастает, что приводит к появлению стенической отрицательной эмоции — СОЭ. Это знакомое каждому состояние ярости (гнева, негодования), сопровождающееся резким (предельным) повышением активности всех органов и систем, обеспечивающих взаимодействие организма с внешней средой. В гигантской степени растет работоспособность скелетных мышц, концентрируется внимание, резко возрастает работа сердца, кровя
дание, усиливаются дыхание, окислительные и энергетические процессы. Одновременно появляется спазм сосудов брюшных внутренностей и кровь усиленно приливает к мышцам, мозгу, легким, сердцу. Цель подобной реакции — максимально увеличить ресурсы организ
тдобиться решения возникшей задачи.
3-я стадия РН возникает тогда, когда задача требует еще больших ресурсов, намного превышающих те, которыми может располагать организм даже при максимальной м
изи их, наблюдающейся во 2-й фазе РН. 3-я фаза РН — это состояние страха.
Изменения функций организма при 3-й фазе часто прямо противоположны тем, которые отмечаются при 2-фазе. Нередко
тупарезкое угнетение интеллектуальных и энергетических ресурсов организма. От страха опускаются руки, подкашиваются ноги, парализуются умственные способности. «Вегетативная буря», бушующая при 2-фазе РН, может перейти в «хаос». Именно 3-я фаза РН крайне вредна для организма.
Но даже 3-я фаза РН представляет собой
озную защитную реакцию.
В том случае, если максимальной мобилизации ресурсов, характерной для стенической отрицательной эмоции, недостаточно, организм отказывается от достижения цели. Но если при этом
чсть цели сохраняется, то уменьшение ресурсов организма, вызванное появлением 3-й фазы РН, резко снижает вероятность достижения цели и тем самым ставит организм, по существу, в безвыходное по
нПри этом может наступить 4-я фаза РН — невроз, Представляющий собой уже заболевание, «поломку» ряда регуляторных механизмов.
Понятно, что мы привели лишь критерии для классификации фаз РН. Любая из них может возникнуть непосредственно «с места»,
ючения предшествующих фаз. Нервная система оценивает важность задачи, ее сложность, необходимые ресурсы и ресурсы, существующие у организма, мгновенно (даже на уровне подсознания). Поэтому в любой возникшей
уи необходимая фаза РН включается сразу (в соответствии с величинами, представленными в приведенной выше формуле). Именно это обстоятельство (то, что соответствующая фаза РН включается непоср
во, «с места» и на уровне подсознания) является причиной того, что процесс включения эмоций (и возникновения неврозов) не подвластен нашей воле и сознанию. Волевым усилием можно лишь сдержать внешние проявления возникшей эмоции. Это значит, что управлять эмоциями мы сможем, лишь понимая механизмы их возникновения и пытаясь регулировать величину факторов, которые определяют включение той или иной фазы РН (Ц, Ин, Эн, Вн, Ис, Эс, Вс), о чем будет сказано ниже.
Следует от
тчто, говоря о четырех фазах РН, мы описывали состояния, характерные для полностью развившихся фаз. Понятно, что действительность богаче указанной схемы, так как нередко развиваются с
яникоторые можно
аризовать как промежуточные (переходные) фазы. Так, например, промежуточная фаза между 2 и 3 фазами может характеризоваться угнетением лишь интеллектуальных функций при полной сохранности (и
лении, характерном для 2-й фазы) энергетических ресурсов организма. При этом, объятый
ахпотерявший рассудок (в панике) человек с гигантской энергией совершает бессмысленные поступки.
Наблюдаются переходные фазы другого рода, когда угнетаются лишь энергетические ресурсы. Тогда парализованный ужасом человек в полном сознании широко открытыми глазами см
тстречу приближающейся опасности, не будучи в силах сделать ни одного движения, чтобы избежать ее.
pитывая условия возникновения той или иной фазы реакции напряжения, необходимо помнить, что 1-я фаза (ВМА) пред
лясобой весьма полезное состояние, 2-я фаза (СОЭ) не приносит вреда для здорового организма лишь в то
у, если эмоциональное напряжение получает разрядку (о том, каким образом можно осуществит
ку Сбудет сказано ниже). 3-я фаза требует возможно более быстрой разрядки, так как, затянувшись
ажет вызвать неблагоприятные изменения функции внутренних органов. 4-я фаза (невроз) не может быть снята путем разрядки. Это уже заболевание, требующее специальн
леия. Поэтому нужно всячески избегать возникновения 4-й фазы. Понимая условия и механизмы возникновения и снятия реакции напряжения, человек в ряде случаев может регулировать ее, не допуская развития до опасного для организма уро
Еще Гиппократ обратил внимание на то, что печаль, страх, тоска разрушают тело. Они угнетают психическую деятельность, мышечную активность, тормозят любые ответные реакции организма, в то время как гнев, ярость, ненависть, наоборот, повышают энергетические ресурсы, стимулируют деятельность рецепторов, мышц, центральной нервной и сердечно-сосудистой систем.
Стенические и астенические эмоции вызывают противоположные изменения коронарного кровообращения. Если, например, пугать собак, то одни животные при этом впадают в состояние страха, замирают, цепенеют в ужасе, другие же отвечают реакцией ярости, бросаются в нападение. При страхе наступает резкая коронарная недостаточность. Состояние же ярости, наоборот, увеличивает коронарный кровоток. Таким образом, страх и ярость — совершенно различные эмоциональные состояния.
При попытках понять механизмы эмоций не принималось во внимание то обстоятельство, что наша психическая деятельность протекает в
х сательной — высшей форме отражения мыслящим человеческим мозгом окружающей действительност
и познательной. Без выяснения взаимоотношений между сознанием и подсознанием, по нашему мнению, трудно понять механизмы формирования эмоци
pp>Для возни
енсознания необходимо включение в. активную деятельность определенной «критической массы», т. е. весьма значительного количества нервных клеток высших отделов центральной нервной сист
азующих гигантскую динамическую систему. Эта сист
обает огромными информационными ресурсами, подчиняя себе в максимальной степени резервы хранящейся в мозгу информации.
Но наряду с такой формой деятельности мозга и одновременно с ней осуществляется деятельность определенных его структур, не связанных в данный момент с упомянутой динамической системой, не подключенных к ней. Эта своеобразная автономная работа охватывает незн
ельнколичество нервных структур и представляет собой физиологическую основу подсознания. Между той и другой системами существует динамическое равновесие.
Нервные элементы, работающие раздробленно, локально, могут подключаться к динамической системе,— и тогда хранящаяся в них информация входит в сферу сознания. Одновременно с этим другие элементы могут отключаться от динамической системы,— и осущ
лая ими переработка информации начнет протекать подсознательно.
Каждый поступающий в мозг сигнал вначале проходит через «фильтр подсознания». При этом оценивается его важность (значимость) для организма и составляется программа ответных ре
йданный сигнал. Такая оценка происходит в мозге за несколько десятков миллисекунд до включения сознания. Она осуществляется сравнительно небольшим количеством нервных элементов.
Если первичный анализ п
ечто данный сигнал не несет значимой для организма информации, то на уровне подсознания составляется программа, обеспечивающая выключение ответных реакций на сигнал. В этом случае все реакции организма ограничиваются лишь первичным и вторичным биоэлектрическим ответом мозга.
В случае, если первичный (подсознательный) анал
оет, что на данный сигнал необходима ответная реакция, составляется соответствующая программа и осуществляется сама реакция. При этом она также может протекать подсознательно в виде автоматизированных реакций или же осуществляться как осознанная.
Реакции, протекающие на уровне подсоз
этвтоматизированные реакции, примером которых могут быть хорошо отработанные навыки. Они осуществляются максимально быстро. Вовлечение в деятельность огромного количества нервных структур и мобилизация огромного запаса хранимых ими информационных р
явтся основой возникновения сознания.
Такая «дву
нструктура нашей психической деятельности дает организму большие преимущества. Она предоставляет сознанию возможность отвлечься от действитель
иглубиться в какую-либо проблему, и в то же время процессы, осуществля
са уровне подсознания, об
чют непрерывность взаимодействия организма и среды, т. е. постоянный анализ изменений окружающей обстановки и необходимую немедленную реакцию на поступающие сигналы.
Чем больше человек поглощен н
жей
<е
й умственной деятельностью, тем в большей мере привычные поведенческие акты осуществляются на уровне подсознания, автоматически. Автоматизм поведение — нередкая причина курьезов и
доеских случаев, свидете
вих, например, о «рассеянности» проф
р<ствительности же такая «рассеянность» — признак непрерывной напряженной работы ума, углубленного в решение проблемы, содержание которой весьма далеко от окружающей обстановки.
Подобное состояние хар
рдля влюбленного и вообще для человека, поглощенного
оибо идеей. Все остальные сигналы в этот момент представляются ему несущественными, и ответы на них нередко протекают автоматизирование.
В том случае, если подсознательный анализ сигнала свидетельствует о новой, важной для организма информации, эта информация подключается к действующей динамической системе. Сигнал осознается, и ответная реакция на него протекает с
тиемзнания (при этом сознание переключается на новую деятельность, а прежняя деятельность тор
т.
Если же подсознательный анализ покажет, что сигнал свидетельствует о чрезвычайном изменении обстановки, то уже на по
нльном уровне формируется программа, включающая в
кмаксимально возможное количество элементов центральной нервной системы. Возника
ояние эмоционального
яия. Именно в этот подсознательный перио
енсигнала, осуществляющейся еще до включения сознан
мт формироваться оди
двтипов эмоциональных
к— стенический или астениче
.>
креакций уже на подсознательном уровне определяется значимос
викшей цели и степенью дефицита средств для е
сения, т. е. разницей
дуличиной информации,
ри времени, необходимых для достижения этой цели, и ресурсов, имеющихся у организма. При цели большой важ
/одимы и соответствующие ресурсы: огромная энергия и большой объем информации, умения, навыков. Если подсознательный анализ ситуации покаж
чтефицит ресурсов организма огромен (мобилизовать ресурсы организма в
йтуации бесполезно, так как возникшая перед ним сверхзадача не может быть решена средствами, которыми он в данный момент располагает), то уже на уровне подсознания в первые
80ек формируется программа, включающая астенически отрицательную эмоцию, т. е. состояние страха.
Таким образом, страх включается как реакция в чрезвычайной, жизненно важной ситуации, требующей ресурсов, намного превосходящих те, что могут быть мобилизованными.
Страх — проявление своеобразной защитной реакции — выражающейся в замирании, неподвижности, оцепенении, выключении всякой деятельности, чтобы спастись хотя бы таким образом. Страх выключает всякую активность мгновенно.
Если же при первичном, подсознательном анализе оказывается, что дефицит ресурсов, необходимых для достижения данной цели, не столь уже велик и что мобилизовав свои ресурсы, организм сможет справиться с ситуацией, то уже в первые десятки миллисекунд формируется команда к запуску совершенно иного вида отрицательной эмоциональной реакции — стенической эмоции — ярости, гнева, негодования. Для этой ситуации характерна мобилизация энергетических резервов.
В состоянии аффекта, как уже говорилось, человек способен пробежать много километров, прыгнуть на большую высоту, поднять непомерную тяжесть, совершить то, что в обычном спокойном состоянии осуществить ему не дано.
Стенические эмоции мобилизуют и информационные ресурсы организма. Известно, что подсознание содержит гигантские ресурсы информации. «Кладовые памяти» подсознания практически неисчерпаемы. В них хранятся все впечатления, сигналы, ситуации — вся более или менее важная информация, полученная организмом в течение жизни. Но трудность нередко заключается в том, чтобы извлечь эту информацию, т. е. подключить ее к действующей динамической систе
енов, функция которой обеспечивает сознание. Реакция напряжения повышает возможность использования поистине безбрежных информационных ресурсов, как бы «открывая двери кладовых» памяти.
В состоянии покоя наше мышление нередко бывает стереотипным, шаблонным, использующим готовые «ма<
Р
ция напряжения способствует вероятностному мышлению, т. е. возникновению необычных сочетаний следов прошлых впечатлений. Н
бинации ранее не сопоставимых впечатлений, новые сочетания имеющихся «блоков» информаци
ова поиска новых решений, т. е. творческого процесса. Творческое созидательное мышление возможно лишь на фоне реакции напряжения.
Но не любая эмоциональная реакция — основа творчества. Эмоция с
аживает возможности использования информационных ресурсов и нередко делает ответную реакцию вообще невозможной. Страх парализует.
Так как страх, вернее испуг,— первичная, подсознательная реакция на чрезвычайную обста
уо включение сознания позволяет оценить ситуацию более глубоко и всесторонне. Происходит «переоценка ценностей»: чувство страха исчезает, и мобилизуется огромное количество информационных
гческих ресурсов центральной нервной системы. Отрицательная астеническая эмоция переходит в стеническую. Если же оценка ситуаци
тее осознания показывает, что ресурсов у организма недостаточно, страх сохраняется. В этом случае человек силой воли может преодолеть чувство страха и действоват
пи ему. Храбрец отличается от труса не тем, что не испытывает страха. Страха не чувствуют только психически больные люди. Любой
мный человек знает это чу
о.трус остается во власти страха, в то время как мужеств
йловек, сознательно оценивая ситуацию, волевым усилием преодолевая страх, действует вопреки ему.
Но волевым усилиям
лны лишь внешние, двигательные проявления ответных реакций организма. Чувство страха, «загнанное внутрь», продолжает свое разрушительное действие. Мише
неко оказываются внутренние органы, в первую очередь сердце и сосуды. Что же делать, чтобы избежать этого?
Величина информационных и энергетических ресурсов организма, которые включают эмоции страха или других видов эмоциона
гапряжения, определяется прошлым жизненным опытом человека.
Нетаточность жизненного опыта, навыков преодоления трудностей, скудость энергетического потенциала организма способствуют возникновению астенических эмоций, которые включаются импульсивно. Чем больше опыт по преодолению анало
ыитуаций, чем больше информационные и энергетические резервы организма, тем в большей мере эмоциональное напряжение не подавляет, а мобилизует эти ресурсы.
Жизненный опыт, умение преодолевать трудности, т. е. закаливание,
ика нервной системы, приводит к тому, что преобладают активнообороните
екции. Отсутствие жизненного опыта в сочетании с мизерными энергетическими ресурсами, слабость духовная и физическая способствуют включению астенических эмоций.
Таким образом, возникновение страха, неблагоприятно сказывающегося на коронарном кровообращении и других функциях организма, можно предупредить, повышая информационные и энергетическ
езы организма. Для этого необходимы тренировка, закаливание нервной системы, умение преодолевать жизненные трудности, что определяется условиями воспитания в широком смысле слова с первых дней жизни человека.
Стенические же эмоции не принесут вреда нашему сердцу и сосудам в случае своевременной разр
эионального напряжения, нормализующей, гасящей «вегетативную бурю».
Один из наиболее верных способов ослабления сдвигов, возникающих при отрицательных стенических эмоциях, — интенсивная мышечная деятельность. Она имеет особо важное значение для профилактики поражения сердечно-сосудистой системы. Дело в том, что подкорковые механизмы, реализующие состояние эмоции, в известной мере «слепы». Вегетативные компоненты отрицательной стенической эмоции направлены на обеспечение максимальной мышечной работы. Поэтому
рть подобные сдвиги можно посредством интенсивной деятельности мышц. Для этого пригодна любая физическая активность или интенсивное движение: можно взбежать по лестнице на пятый этаж вместо того, чтобы подниматься на лифте, прибежать на работу или с работы, приехать на велосипеде. Нарушения равновесия физи
иких функций, возникшие при эмоциональном напряжении, в значительной мере ослабеют. Осуществится р
дкервного напряжения.
Подобная разрядка не устранит, конечно, причин, вызвавших напряжение, Она будет по отношению к эмоции
оимптоматическим» средством воздействия. Но разве медицина отвергает пользу симптоматического лечения? Ведь оно — единственный способ помощи организму, когда нельзя устранить причину болезни. Для сердечно-сосудис
семы опасность представляют именно те симптомы, а вернее физиологические сдвиги, которые сопровождают появление отрицательных эмоций. И если существует способ, позволяющий в значительной мере нейтрализовать эти сдвиги, то для профилактики поражений сердца и сосудов это имеет важное значение. Подобная разрядка «ус
инервную систему, создаст
впри которых решать возникшие проблемы можно будет не силой чувства, а велением разума, без примеси эмоциональных реакций, с трезвой головой.
Чтобы разряжать эмоции подобным образом, нужна некоторая физическая тренировка. В противном случае сам процесс «разрядки» может оказаться непосильным для сердца.
>ашей точки зрения, чем выше степень физической тренировки, чем больше вообще человек уверен в себе, в своих силах и возможностях, т. е. чем выше уровень мышечной работоспособности, тем меньш
одимость мобилизовывать механизм стенических
иИз самой природы эмоций вытекает тот факт, что эмоциональное напряжение в большей мере должно проявляться у слабых и у неосведомленных и в меньшей мере
ильни уверенных в себе. Последние чаще остаются спокойными. Слабому же и неуверенному необходима поддер
вде эмоционального напряжения. Он «кипит» по всякому поводу. «Маленький
очбыстро нагревается», — гласит английская пословица.
Итак, эмоции возникают для того, чтобы мобилизовать информационные и энергетические резервы организма.
оельно, предотвратить их вредное воздействие можно, сделав наш организм в максимальной мере информированным и обладающим достаточным запасом энергии. Нужно предоставить мозгу побольше п
атской информации. Это значит, что воспитание должно развить умение находить выход из любого положения, не растеряться в сложной обстановке, преодолеть трудности, уметь планировать и рассчитывать время.
Для предупреждения отрицательных эмоций важна и физическая тренировка. Сигналы, несущие информацию о наличии у орган
сной и работоспособной мышечной системы, сами по себе являются факторами, умеряющими развитие эмоционального напряжения, так как в данном случае мобилизовывать энергетические ресурсы нужно не в такой сильной степени. Следовательно, работа мышц — фактор, способствующий не только «разрядке», но и предупреждению эмоционального напряжения. Если же эмоциональная реакция возникает, то для тренирова
о-сосудистой системы она представляет меньшую опасность. Физическая нагрузка дает организму чувство «мышечной радости», которая, как и всякая радость, основа жизни и ее цель.
До сих пор речь шла об отрицательных эмоциях. Но ведь мы живем не для того, чтобы избегать напряжения. Человек живет, чтобы получать и ощущать рад
ни. Каков же механизм возникновения положительных эмоций, вызывающих чувство радости? Радость возникает при достижении цели или при осуществлении удачных шагов па пути к ней. Положительные эмоции возникают при снятии или уменьшении реакции напряж
Н. При этом чем выше была фаза РН, тем больше радость при снятии и
мшении ее (имеются в виду I, II и III фазы). Поэтому человек нередко вызывает у себя даже кратковременную 3-ю фазу РН с тем, чтобы, быстро снимая ее, ощутить наивысшую радость. (Удовольствие, которое доставляют нам все аттракционы, основано именно на возникновении и быстром снятии чувства страха.) Радость нужна организму как во
.а окрыляет, открывает перспективу, дает нам могучее желание жить, защищает нас от болезней.
Еще в XVI в. известный французский врач Амбруаз Паре подметил, что «веселые люди всегда выздоравливают», а не менее известный английский врач Сиден
VII в. был убежден, что «прибытие в город паяца для здоровья жителей важнее, чем 10 мулов, нагруженных лекарствами». Великий русский хирург Н. И. Пирогов обнаружил, что у солдат-победителей раны заживают быстрее, чем у побежденных. Врачебный опыт свидетельствует о том,
нактивно стремиться к радости и пользоваться любой возможностью испытать это чувство.
Откуда же берется чувство радости? Необходимо и этот вопрос разобрать подробно.
Прежде всего обратим внимание на то, что организм при общении со средой никогда не остается пассивным. Естественная форма поведения животного и чело
епрерывный поиск и активная «разведка» условий среды. Внешняя среда постоянно изменяется. Каждое мгновение организм должен активно оценивать ситуацию и при этом из многих возможных способов поведения определять наиболее оптимальные для каждого оч
ншага. В следующее мгновение организм должен переоценивать ситуацию (и те сдвиги, которые произошли в ней в зависимости
едействий) и планировать новый оптимальный шаг.
Если бы движущим мотивом поведения были лишь возникшие в данный момент биологические потребности, то поведение оставалось бы пассивным и всегда бы сводилось лишь к действиям, направленным на поддержание и сохранение физиологического равновесия (гомеостаза) в организме. Как тол
тли иная потребность оказалась бы уд
тенной, повод для деятельности исчезал бы. Если бы в процессе эволюции организм руководствова
тольтакими мотивами поведения, то вид в целом был бы обречен на пассивное прозябание и вырождение.
<иа заложила в каждый организм чувство постоянного «информационного голода». Нервная система своей сущностью пр
зе
лосприятия, кодирования, накопления анализа и переработки информации. Как мышцы не могут работать и существовать при энергетическом голоде, жизнь организма невозможна без постоянного притока веществ и элементов, так и нервной системе необходим непрерывный приток информации, без которого она обречена на перерождение и гибель.
ноиск информации является главным стимулом существования нервной системы на всех этапах ее развития. Поэтому поведение любого живого организма всегда активно и направлено на поиски информации. По-видимому, именно это (возможность получать, перерабатыват
аизировать информацию) является одним из важнейших жизненных стимулов. И если приток, информации прекращается, организм становится чрезвычайно деятельным в поисках возможности по
тнформацию. Это главный мотив поведения любого организма, обладающего развитой нервной системой. Понятно, что у человека деятельность опосредована словом; сферой, где он добывает информацию, является его социальная жизнь. Но это лишь отличие человеческой ступени развития. Сам же принцип активности, необходимой для получения информации
лся, по-видимому, всеобщим для всех живых существ.
Если посадить крысу в вольер, в котором будет все необходимое для удовлетворения любых ее биологических потребностей (пища, вода, существо другого пола и т. д.), животное начинает с види
ир
ивно знакомиться с новой для него обстановкой. Крыса все перепробует, что можно, погрызет и т. д. Но, познакомившись с обстановкой и привыкнув к ней, животное начнет проявлять беспокойство. Оно станет метаться по вольеру, пока не найдет специально замаскированное маленькое отверстие, через которое можно проникнуть
ней
.даже если он будет полон опасностей, при встрече с которыми крыса может погибнуть, то, перепробовав все внутри ограды, она все равно рано или поздно уйдет во внешнюю среду.
Что это — инстинкт самоуничтожения? Нет! Это — поиск информации, которая
еать положительные эмоции. Прекращение притока информации при
ттому, что не только люди, но и животные нач
тытывать невыносимую тоску. Именно поэтому жизнь в четырех стенах оказывается наиболее тягостной и скучной. Нечем жить,— говорил Горький,— это самая страшная мука на земле.
Природа обеспечивает условия, при которых именно вид оказывается наиболее жизнеспособным. А это возможно лишь
аогда отдельные представители вида не остают
асными, а будут устремляться в разведку, на поиск информации. Поэтому в процессе эволюции возникли механизмы, обеспечивающие появление чувства радости при встрече
истным, при познании нового («пр
товизны»).
Понятно, что человек облек в свои, присущие только ему формы поведения свойственную каждому организму необходимость вечного поиска информации. Высокие устремления души, разведка нового, борьба с природой, поиск путей решения той или иной научной или житейской задачи — основа для радос
«ь упоение в бою я бездны мрачной на краю»,— сказал Пушкин.
Достигнув какой-нибудь цели и решив поставленную задачу, невозможно потом сидеть сложа руки и чувствовать себя счастливым до конца дней своих.
Организм не может существовать в замкнуто
се, где исчерпаны информационные ресурсы. По самой своей природе он активен.
Биологические потребности отражают тот минимум, без которого вообще жизнь невозможна. Но если этот минимум в какой-то мере обеспечен, деятельность направлена на активную организацию притока информации. Главным
мм для жизни в этом случае является разведка нового, неизведанного. Поэтому не трусливое избегание ситуаций, которые могут вызвать нервное напряжение и отрицательные эмоции, а активное преодоление трудностей
статашим девизом.
«Горя не видать
ати не знать!»,— говори
ся пословица. Именно радость жизни — это главное, что нужно нашему сердцу, что способно защитить его от опасностей и невзгод.
___
Для тех кто хочет пожить в столице, но мало денег, лучший вариант будет аренда комнаты без посредника, на сайте et blank">http://irr.ru/real-estate/rooms- > найдете множество вариантов, из которых подберете приемлемый себе вариант.
p>
<p>astate/rooms-rent/
></p>
<hr
"http://irr.ru/real-estate/rooms-rent/" target="_blank">http://i
u/l-estate/rooms-rent/
ht
/iru/real-estate/rooms-rent/
<http://irr.ru/real-estate/rooms-
/> найдете множество вариантов, из которых подберете приемлемый себе вариант.
<p>http://irr.ru/real-estate/rooms-rent/
<http://irr.ru/real-estate/rooms-rent/
http://irr.ru/real-estate/rooms-rent/